Социально-экономические последствия появления "русской водки" по исследованиям В.Похлебкина

Социально-экономические последствия появления "русской водки" по исследованиям В.Похлебкина

История водки, которую исследовал и описал историк и великий знаток кухни Вильям Похлебкин, имеет еще и любопытный социально-экономический аспект. В отличие от виноделия, медостава и пивоварения, которые имели частный семейный или общинный характер, производство хлебной водки становиться делом государственным. С момента появления данного продукта государство стремится контролировать его количество или через монополию или через откуп (т.е. налогообложение).
Объясняется это экономической выгодой. Если для медостава, например, требуется дорогое сырье (мед) и длительное приготовление, то для хлебной водки: «Сырьё было крайне дешёвое, шло его на производство сравнительно мало, а ценность готового продукта в десятки и сотни раз перекрывала стоимость сырья» - извещает нас автор.
«Если к этому прибавить удобство транспортировки водки, её невысокую стоимость по сравнению с перевозкой зерна, концентрацию большой ценности товара в малом объёме, его компактность, лёгкость деления товара и его сбыта, полное отсутствие проблемы хранения, поскольку этот продукт – спирт – абсолютно не портился, то всё это ещё больше превращало его в идеальный товар…».
Посмотрим теперь на время появления такого продукта, как хлебная водка. Это XV век. Это переход феодальной России к товарно-денежным отношениям.
«…до тех пор все ремесла, все производства были традиционными, основывались на навыках, методах, приёмах и инструментах, созданных предшествующими поколениями и освоенных уже веками, в крайнем случае, десятилетиями». Умения передавались «по наследству», так же как и оборудование.
С изобретением хлебного вина, то есть водки, ситуация коренным образом меняется. Часть людей, те, кто начинает заниматься ее производством, начинает это дело «с нуля». Они оказываются оторванными от наследуемых ремесла и социального статуса. Фактически они экономически и социально поднялись выше кузнецов (самое почетное ремесло до этого момента).
Теперь они находятся на государственной службе и не зависят от ремесла своих отцов. Это в свою очередь порождает такое явление, как отсутствие преемственности. Преемственность качается не только ремесла, но она сразу же затрагивает и моральную, и нравственную сторону жизни. Отрываясь от родителей, «дети» становятся более свободными от патриархальных уз и морали.
Другим следствием появления водки является увеличение нищенства. Это происходит за счет увеличения числа спившихся лиц, у которых заметно ослабляется трудоспособность, а все деньги уходят на выпивку. Казна пополняется. Но пополняется только в том случае, когда государство вводит монополию на производство водки. То есть полностью контролирует ввоз, производство, качество и сбыт товара. Иначе деньги начинают оседать в карманах частных лиц.
Кстати, только государство в состоянии гарантировать качество товара. Частные лица для увеличения товарооборота часто идут на снижение качества. Что и произошло после эпохального Указа президента Б.Ельцина (1992 год), отменявшем «государственную монополию на водку (т.е. на её производство, ввоз, продажу, её объёмы и цены)» (монополия длилась 68 лет). Рекой потек в Россию некачественный спирт. Резко возросло число отравлений и летальных исходов.
Через год «лондонская «Тайме» писала: «Отмена монополии на водку является политическим самоубийством для страны, где экономические и иные трудности вызывают у народа желание утопить их в вине» («Файненшиал таймс», 6-7 марта 1993 г.)».
А началось все с простого изобретения хлебной водки!

Автор: Пыстина Евгения    27.07.2014
Просмотров: 5657
Комментарии: 0

Смотрите также

 Семейное обучение: переходим в среднюю школу курсом на взаимопонимание
Освоение школьных предметов ограничено рамками учебной программы. Нужно пройти определён...
Социализация касается только 3-5 % животного мира. Среди них и человек. Но хочется погов...
Давайте рисовать деревья!
Всегда хочется узнать для себя что-нибудь хорошее! Предлагаю порадовать себя и заняться...


x