Вождение автомобиля глазами начинающего водителя: парадоксы психологии

Вождение автомобиля глазами начинающего водителя: парадоксы психологии

Чтобы управлять автомобилем, необходимо преодолеть переходный этап от пешехода до водителя. В процессе освоения руля начинающий водитель или бывший пешеход оказывается в новой среде, в пространстве автомобиля. Это и не дом, но и не улица. С одной стороны водитель защищен пространством собственного автомобиля и «невидим» для других, а с другой – все его действия проявляются через движения авто и оно у всех на виду.
И так как автомобиль – это объемная и достаточно тяжелая конструкция, то теперь надо учитывать его габариты (это ведь не авоськой соседа задеть) и инерционность. Простой закон физики говорит о том, что чем больше масса, тем больше сила инерции. И теперь она явно проявляется на практике.
Это пешеходу просто – он принял решение остановиться и сразу же остановился. А автомобиль от принятия решения водителем еще проедет приличное расстояние. При скорости 60 км/ч – это будут на сухом асфальте почти 37м, на мокром - около 60м, на обледенелом - 155м. Кстати, пешеходам надо это тоже учитывать.
Психологически новичок – почти пешеход (принимает решение, почти доехав до препятствия), но при этом понимает важность заблаговременности действий, как водителя. В этом то и заключается парадокс: все понимаю, но поделать поначалу ничего не могу. Тут то и вступают в силу законы физиологии высшей нервной деятельности: для переделки рефлекса необходимо некоторое количество повторений.
В этом то и смысл учебы в автошколе, чтобы выработать элементарные рефлексы безопасности движения. Только надо учитывать психологический статус и возраст обучающегося. Очевидно (тут и научного подтверждения не надо), что с возрастом повторений надо больше. И при легковозбудимой нервной системе (холерики, например) тоже повторений надо больше, а может еще и с психологом надо поработать.
Габариты рождают другой парадокс. По привычке водитель-новичок, как бывший пешеход, старается занять центральное место на полосе движения, но вот центр у машины и у «пешехода» не совпадает.
Парадоксальным становится и поведение, вызванное наличием автомобиля. Рождается так называемая анонимность водителя. Находясь в машине, он чувствует себя абсолютно огражденным от социума, и бессознательное тут же позволяет делать ему весьма странные вещи. Например, начинает орать на пожилого человека, который слегка замешкался на дороге. Хотя в обычной жизни дорогу помог бы перейти старичку или старушке.  Или, начинает ругаться на обучающегося вождению. Хотя окажись с ним рядом, и подсказал бы, и помог бы.
Парадоксально и «чувство защищенности», которое дает автомобиль. И чем он крупнее, тем оно выше. Машина создает у водителя искусственную ситуацию, когда ему кажется, что за рулем безопасно. Ему кажется, что он надежно защищен в своем собственном мире. И когда человек сталкивается на дороге с какими-то проблемами, попадает в сложные ситуации, то возникает неприятная ситуация уязвимости, опять же провоцирующая проявления бессознательных установок.
Это, на первый взгляд парадоксальное поведение, определяется моральным уровнем водителя, а также его осознанностью и самодисциплиной.
О, самодисциплина – это отдельная тема. Но, как правило, нам – жителям социума (то есть социализированным существам), она практически не свойственна. Вдумайтесь сами: жена уехала – зачем готовить себе еду или мыть единственную используемую тарелку. Зачем краситься, если тебя дома и так любят. Нас дисциплинирует присутствие рядом других людей, среди которых приняты определенные образцы поведения и внешности.
Так же и за рулем, «анонимность» и «чувство защищенности»  позволяют проявить водителю истинные мотивы, моральные установки.
Давайте жить дружно!

Автор: Пыстина Евгения    30.11.2014
Просмотров: 5835
Комментарии: 0

Смотрите также

Вот приходит Новый Год! Кто его для нас несет?
Мы празднуем Новый год, считая традиционным застолье, фейерверки, гулянье, подарки, наря...
  Мы все знаем, что надо правильно питаться, чтобы быть здоровым. Изобретается мно...
Пессимизм, тревожность  чрезвычайно вредны для здоровья. О важности позитивного мыш...


x