Об учебной мотивации - как добиться заинтересованности

Об учебной мотивации - как добиться заинтересованности

Мотивация к учёбе – движущая сила учебного процесса! Чего только учителя ни изобретают, чтобы добиться от детей этой самой мотивации. Потом вызывают родителей, которые в свою очередь стремятся замотивировать своего ребёнка конфеткой, или ремнём, или ещё чем-нибудь. Только бы учился.
Но дети разные, и разные стимулы нужны для мотивации к учёбе. Поэтому добиться её в разношерстном коллективе класса подчас сложно. Да ещё в рамках урока. Тут и учебный материал надо дать, и знания проверить, и замотивировать. Сложная задача, решению которой посвящены научные работы.
Кажется, что проблему можно решить индивидуальным подходом. Если организовать занятия с ребёнком один на один. Но оказалось, что проблема кроется глубже - в изначальной потребности к учёбе. Да, есть дети с потребностью учиться, то есть предаваться умственным упражнениям (каковыми являются большинство школьных предметов), а есть дети с другими ярко выраженными потребностями. Например, с потребностью в общении, или с потребностью в двигательной активности, или с потребностью в какой-то иной деятельности.
Но и основная потребность ребёнка не изначальна, а базируется на его способности к чему-либо, к какой-либо деятельности. Например, известный писатель-зоолог Джеральд Даррелл в детстве ни о чём другом не мог думать, кроме как о разной живности. Математику он стал воспринимать тогда, когда его личный учитель стал во всех задачах использовать животных. А историю ему пришлось рассказывать маленькому Джеральду с описанием всех домашних и не домашних животных исторических личностей, с подробным описанием этих животных вплоть до кличек. В данном примере способность к зоологии была достаточно сильна, чтобы отразиться на всей деятельности юного дарования. Но чаще способности не так ярко выражены и скрываются под текущими потребностями (поесть, поспать, получить хорошую оценку и т.д.) или под коллективной направляющей. Дело в том, что человек в школьном возрасте открыт для воздействия внешней мотивации. И длительное пребывание в коллективе настраивает на коллективную цель, к которой человек «привязывается», даже оставшись на короткое время наедине с собой.
Таким образом, для создания мотивации к учёбе есть два пути. Первый основывается на реализации способностей ребёнка. Второй – на создании сплоченного коллектива, ориентированного на учёбу.
Очевидно, что первый путь можно реализовать только индивидуально, а второй – только в коллективе. Для первого пути можно выбрать семейную форму обучения или обучение экстерном. Подходит такое обучение одаренным, талантливым в чем-то детям (можно сконцентрироваться на развитии способностей), а также тем, кто плохо воспринимает традиционные способы обучения и нуждается в особом подходе. Кстати, часто это одни и  те же дети. 
Для второго пути следует предпочесть очную форму обучения в хорошей школе, желательно добавив соответствующие кружки.
И если помнить, ради какой цели мы идём по тому или иному пути обучения ребёнка, то можно добиться неплохих результатов! Здесь, помнить - в смысле следовать принципам достижения цели.

Автор: Пыстина Евгения    07.12.2013
Просмотров: 6939
Комментарии: 0

Смотрите также

Уважение и современность
Удивительно, что в наш век повсеместного развития индивидуальности с раннего возраста, в...
Сейчас идет сезон домашних заготовок на зиму, которые почти все хозяйки делают с уксусно...
Всем привычный и любимый майонез входит в 10-ку самых популярных и, соответственно, подд...


x